------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДМШ

Автор доклада: Молчанова О.А.

Дидактическая система практико-ориентированного обучения является наиболее эффективной в предпрофессиональном развитии одаренного учащегося музыкальной школы, так как обеспечивает создание условий и возможностей для успешной самоактуализации, самоконструкции, самореализации и социализации личности юного музыканта. Ведущими подходами этой системы являются: деятельностный, личностный, контекстный, культурологический, системный, средовый [1]. В комплексе все они моделируют особую учебную среду, которая «питает» ум, волю, чувства, эмоции ученика, в которой есть стимулы и возможности для развития его личности, которая принимает его безусловно позитивно таким, какой он есть; где каждая его мысль и инициатива имеет право на существование, где ему комфортно и интересно.

Деятельностный подход подразумевает приобретение учащимся знаний, умений и навыков на основе опыта деятельности. Научной основой этого подхода является тот факт, что именно деятельность определяет сознание, а не наоборот. То есть деятельность является первичной по отношению к сознанию, которое оперирует ее опытом [2].

Личностный подход требует отказа педагога от авторитарности, инструктивно-установочного тона урока («делай как я», «это неправильно», «так надо»), а так же учета личностных запросов, подбора личностно-значимого репертуара, партнерства/сотрудничества/диалогичности во взаимодействии учитель-ученик [3].

Контекстный/игровой подход (Авторы - A.A. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.) декларирует музыкальное обучение в контексте определенной социальной роли, а именно музыканта-исполнителя. Предпрофессиональное обучение, благодаря включению в учебный процесс и интенсификации репетиций и выступлений, способно дать возможность юному музыканту «примерить» к себе профессию музыканта. Сценическая практика достаточно хорошо питает мотивацию учащегося. Ее можно еще повысить, побуждая ребенка работать с полной самоотдачей, если предоставить ученику возможность настоящего творчества посредством использования личностно-значимого, личностно-востребованного как исполнителем, так и зрителем репертуара, с которым юный исполнитель почувствует настоящий сценический успех.

Системный подход (авторы - П.К. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, C.B. Овчарова и др.) нацеливает учителя на рассмотрение целостности процесса обучения, состоящего из разнообразных элементов, объединенных вариативными устойчивыми связями. Системный подход позволяет использовать в образовании множество моделей описания отдельных элементов. Это модели структур, программ, технологий, методов, подходов, приемов и др. Например, учебная программа — это система. Элементы программы: цель, задачи, содержание учебного предмета, методические рекомендации, формы обучения и контроля, условия реализации, тематический план, критерии оценивания, прогнозируемый результат. Достижение результата определяется использованием необходимой методической, учебно-ресурсной и материально-технической базы, требует создания подходящих педагогических условий. То есть связь между элементами системы (в данном случае учебной программы) очевидна.

Культурологический (авторы - B.C. Библер, Е.В. Бондаревская и др.) - это подход к воспитанию. Воспитание в музыкальном обучении, главным образом, происходит через общение с духовными ценностями и осознание красоты и неповторимости каждой отдельной культуры в общем «диалоге культур» разных стилей, эпох, национальностей.

Средовый подход нацеливает организацию обучения на обеспечение процесса развития личности учащегося интеллектуальными и духовно-эмоциональными «питательными» элементами, а также создание коридора возможностей для его учебно-творческой деятельности. Кроме того, необходимы мотивирующие, вдохновляющие стимулы [2]. Это не только заинтересованность и участие в музыкальном развитии, поощрение ребенка. Главный — сама музыка, возможность испытать удовольствие от общения с ней и разделить это чувство с другими. Если произведением не удалось заинтересовать учащегося на этапе разбора, лучше этим этапом и ограничиться.

В комплексе обозначенные подходы обеспечивают вхождение ученика в исполнительскую (сольную и ансамблевую), творческую (самодеятельную) и исследовательскую (проекты по музыкальной литературе) практику, ради успеха в которой интегрируется работа всех предметных циклов ДМШ. Результатом такой практики станет приобретение учащимся компетенций, позволяющих ему использовать свои знания и умения за пределами учебных ситуаций.


Литература:


[1] Бортникова И.И. Диссертационное исследование «Интенсивная концертно-исполнительская практика как фактор развития учащегося-музыканта специализированного колледжа»// Электронный ресурс:

https://www.dissercat.com/content/intensivnaya-kontsertno-ispolnitelskaya-praktika-kak-faktor-razvitiya-uchashchegosya-muzykan

[2] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//М., 1975.

[3] И. Якиманская. Основы личностно-ориентированного образования.//Издательство: "Бином. Лаборатория знаний", 2015.

ISBN: 978-5-9963-0198-0

[4] Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода.//Вестник КГУ им. Некрасова, 2008, том 14, стр. 21-26.

электронная версия статьи:

https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhoda-v-vospitanii