------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------

«Развитие самостоятельности и инициативности учащихся в классе специального инструмента ДМШ»



«Недостаточно, чтобы ученик был внимательным,

воспринимал изучаемый предмет, его запоминал

и был в состоянии его воспроизвести.

Нет! Заставь ученика работать, работать самостоятельно,

приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе,

как собственными силами, что-либо усвоить;

чтобы он самостоятельно думал, искал,

проявлял себя, развивал свои дремлющие силы»

А. Дистервег



При всем значении такого фактора, как обилие информации, получаемой учеником исполнительского класса от своего учителя, при всей важности, объемности и разносторонности знаний, усваиваемых им в ходе занятий на инструменте, одних лишь этих моментов, взятых обособлено, самих по себе, еще не достаточно для успешного развития юного музыканта. Без творческой инициативы и самостоятельности немыслим подлинный музыкант-исполнитель. Над развитием этих качеств ученика педагогу надо работать повседневно, в течении всего периода обучения. Инициативность и самостоятельность мыслительных действий ученика — это один из главных принципов развивающего обучения.

Вопросы, связанные со стимулированием умственной самостоятельности учащихся в процессе обучения, издавна привлекали внимание многих представителей мировой педагогической мысли — Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, А.Дистерверга и других. Дидактическое кредо А. Дистервега, например, нашло четкое выражение в следующем наставлении учителям: «Побуждай его (ученика) перерабатывать материал, вкорени ему это настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда этого не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как не может за него, т.е. с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он должен всего достигнуть сам». Эти положения были во многом дополнены и обогащены К.Д. Ушинским, прежде всего в части, касающейся роли и функции педагога в выработки у учащегося способности самостоятельно мыслить и действовать. Необходимо, по К.Д. Ушинскому, чтобы ученики по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал.

Современными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что самостоятельность мыслительных операций — одна из главных предпосылок успешности овладения знаниями, умениями, навыками, иначе говоря, фактор, обеспечивающий неуклонное, стабильное развитие интеллекта учащегося. Отсюда следует, что культивирование интеллектуальной активности и на ее основе самостоятельного подхода ученика к разрешению тех или иных конкретных задач - важнейшая цель для преподавателей любой специальности (не исключая и музыканта).

Понятие самостоятельности в обучении музыке вообще и музыкальному исполнительству в частности неоднородно по своей структуре и внутренней сущности. Будучи достаточно емким и многоплановым, оно выявляет себя на различных уровнях, синтезируя и умение ученика без посторонней помощи сориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую «гипотезу», и готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приемы и средства воплощения художественного замысла, и способность критически оценить результаты собственной музыкально-исполнительской деятельности.

В педагогическом аспекте проблема воспитания самостоятельности учащегося-музыканта затрагивает и методы преподавания, и приемы (способы) учения, и формы организации учебной деятельности в исполнительском классе. Задачи педагога выводятся за рамки научения чему-либо молодого музыканта; задачи оказываются значительно шире, существеннее: «дать ученику основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи» (Л.В. Николаев). Однако методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность учащегося (поищи, подумай, попробуй...), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то...)должны быть искусно, гармонично сбалансированными в практике педагога. Соотношение этих методов может меняться в зависимости от ситуаций, возникающих в обучении, обуславливая разнообразие форм воздействия на ученика, имея следствием гибкую, пластичную педагогическую тактику. Что же касается задачи стратегической, то она при этом остается неизменной: «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику... то есть привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели...» (Г.Г. Нейгауз).

Что же способствует развитию самостоятельности и инициативы у учащихся? Можно дать несколько методических советов и рекомендаций в связи с воспитанием активного, самостоятельного, творческого мышления у учащихся музыкально-исполнительских классов. «Творчеству научит нельзя,-справедливо полагает Л.А. Боренбойм — но можно научить творчески работать». Эта задача принадлежит к разряду основных, кардинальных в деятельности учителя музыки. Каковы же основные способы ее решить? Ряд педагогов прибегает к следующему методу: урок в классе конструируется как своего рода прообраз домашних занятий учащегося. Под руководством педагога происходит нечто вроде репетиции, «отглаживания» процесса самостоятельной работы юного музыканта. «...бывает необходимо, - писал А.П. Щапов, - чтобы вновь поставленные задачи были частично разрешены тут же на уроке, при надлежащей помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно». Тем учащимся, у которых успеваемость более высокая, педагог может дать самостоятельно доучить наполовину выученное произведение. Ученику, который хорошо справиться с этой задачей, можно предложить выучить самостоятельно целое произведение.

Развитию творческой инициативы помогает метод убеждения. Педагог должен не декретировать свои указания, а показывать ученику на конкретных примерах, как нужно исполнять то или иное место произведения, почему именно таким приемом и такой аппликатурой.

В работе над музыкальным произведением нельзя ограничивать исполнение произведения учеником рамками представления педагога о звучании данного произведения. Это, однако, не означает, что в индивидуальном понимании произведения ученик может выходить из рамок стиля. Задача педагога — найти ту середину, которая, с одной стороны, представляла бы возможность развития творческой инициативы учащегося, а с другой — удерживала бы его в пределах данного стиля. Над этим надо работать с первых же дней обучения игре на инструменте.

Чтобы развить творческую самостоятельность ученика, можно применять и такой прием, как выбор произведения по его желанию. Если предложенное учеником произведение является полноценным художественным произведением и соответствует уровню развития ученика на данном этапе обучения, педагог может внести его в рабочий план.

Успех самостоятельной работы – это и привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке. Требуется активизировать учащегося, приобщить его к пристальному, неотрывному вслушиванию в свою игру. Музыкант с неослабленным вниманием, слушающий себя не может оставаться пассивным, внутренне индифферентным, эмоционально и интеллектуально бездеятельным. Углубляя и дифференцируя способность учащегося вслушиваться в свою игру, переживать и осмысливать разнообразные звуковые модификации, педагог получает возможность трансформировать активное мышление своего воспитанника в самостоятельное и на последующих этапах в творческое. Одна из характерных примет развитого, подлинно самостоятельного мышления молодого музыканта — способность к своей, непредвзятой, достаточно независимой со сторонних воздействий оценке различных художественных явлений и прежде всего умение критически относиться к собственной исполнительской деятельности. Задача педагога — всемерно поощрять и стимулировать такого рода качества.

Из всего ранее сказанного следует, что наиболее перспективным в воспитании творческой инициативы и самостоятельности учащегося является вступление его на путь собственной, регламентируемой извне интерпретации музыки. Тем самым происходит всестороннее, интенсивное упражнение самостоятельно действовать. Задание учащемуся самому, без чьей-либо помощи, разучить музыкальное произведение (с последующей демонстрацией его педагогу и товарищам) можно встретить как своеобразный методический прием в педагогическом арсенале многих педагогов - музыкантов. Сошлемся в качестве примера на практику Л.В. Николаева. Его ученик С.И. Савшинский рассказывал: «Развитию самостоятельности и чувства ответственности (у учащихся) служило и то, что дважды в году, в начале и после зимних каникул, устраивалось парадное прослушивание пьес, выученных самостоятельно. Присутствовал весь класс... В таких условиях исполнение самостоятельно приготовленных работ становилось подобием концерта, на котором мы выступали на свой страх и риск». Слушать друг друга учащимся очень полезно, так как это дает возможность легко заметить недостатки исполнения. Анализируя причины ошибок, допущенных товарищем, можно быстрее найти и исправить свои собственные.

Процесс развития самостоятельности учащегося-музыканта длителен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. На развитие инициативы и самостоятельности благотворно влияет также всесторонняя музыкальная подготовка. Принципы и методы современной творческой педагогики должны способствовать решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на инструменте: стимулирования активного, заинтересованного отношения к музыке, желания музицировать и творчески самовыражаться с помощью инструмента, исполнительски овладевать всем разнообразием исторических и современных пластов нотной литературы, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки народной, академической и популярной.


Автор статьи: Тимофеева Е.Г,



------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------