------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

автор статьи: Тимофеева Е.Г.,


Мотивация – одно из важнейших условий успешности обучения ребенка, так как мотивационная сфера учащихся более динамична, чем познавательная и интеллектуальная, является одной из основных составляющих учебно - воспитательного процесса. Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в педагогике и психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение и для развития теории, и для решения многих практических задач. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д. Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет основная мысль о том, что единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Вопрос мотивации широко рассматривался в работах и отечественных психологов: Божович Л.И., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и других. В настоящее время насчитывается несколько десятков теорий мотивации.

Что же такое мотивация? Слово «мотивация» образовано от слова «мотив» (франц.), что означает – побудительная причина, повод к действию. Мотив – это то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Только зная, что движет ребенка к познанию, какие мотивы лежат в основе его действий, можно понять, ради чего учится школьник, что его побуждает к учению, можно разработать эффективную систему форм и методов обучения.

Как правило, в музыкальную школу дети поступают одновременно со школой общеобразовательной, и в силу их юного возраста решение, будет ребенок учиться музыке или нет, принимают родители. Практика показывает, что в 1-2 классы дети ходят в музыкальную школу с удовольствием. Педагогам же уже после года занятий понятно, есть ли у ребенка талант, а для детей кризис наступает года через три.

Рассмотрим некоторые основные причины снижения интереса к обучению. Большинство детей, приходящих в Детскую музыкальную школу (далее – ДМШ), не представляют себе объема требований, предъявляемых к ним в процессе обучения. Ученики сталкиваются с большой нагрузкой по специальности, а также по другим дисциплинам. Часто первые шаги в освоении инструмента достаточно трудны и требуют ежедневной практики, к которой дети еще не приучены. Учащиеся и их родители не понимают и не видят конечных результатов, так как в процессе обучения музыке нет мгновенного результата, он порой достигается годами.

Другая распространенная причина – несоответствие желаний ребенка с программой ДМШ, и тогда добровольно возникшее желание играть на инструменте перерастает в обременительную обязанность. Также необходимо учитывать большую загруженность детей в общеобразовательной школе.

По этим причинам начинается снижение интереса как к инструменту, так и к музыке в целом. В связи с этим учитель должен уметь вызвать у ребят желание учиться, научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

Учебная деятельность учащихся ДМШ побуждается целой системой разнообразных мотивов. Побудительная сила мотивов различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Здесь имеются в виду потребности ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре на любом инструменте.

Возрастные же особенности школьников надо не только учитывать, из возрастных особенностей необходимо исходить с самого начала. Это значит, что всякий раз, начиная обдумывать работу по формированию мотивации у данного ученика, первыми вопросами, которые должен задать себе учитель, будут: Каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Какие особенности мотивации надо сформировать к концу этого возраста, чтобы подготовить ученика к решению задач следующего возрастного этапа его развития?

Давайте попробуем разобраться, каковы же мотивы обучения учащихся разных возрастов.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, в данном случае овладением видами учебных действий ДМШ. Готовность к обучению означает сформированность отношения к школе, к учению; познание как радость открытия музыки, так и вхождения в этот новый мир. Это готовность к новым обязанностям, ответственности, ожидание нового. Интерес к музыке лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. В процессе обучения младшего школьника уже в начальных классах остро встает вопрос музыкально-творческого и психологического контакта педагога с учеником. Главную роль играет здесь личность педагога, ведь в течение какого-то времени (чем больше, тем лучше) учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку.

Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Изначально каждый ребенок хочет учиться в школе хорошо, поскольку его природа требует развития. Хорошие оценки – это один из сильнейших мотивов для успешного обучения младшего школьника. Если обучение происходит в группе, есть возможность общаться с другими детьми и сравнивать свои успехи с успехами других детей – это также сильный мотив для успешного обучения. Помимо занятий на инструменте школьник изучает сольфеджио, поет в хоре и посещает другие дисциплины. Непонимание и низкие оценки по этим предметам тоже могут легко привести к тому, что ребенок станет отрицательно относиться к занятиям музыкой вообще. Нелюбовь к какому-то одному предмету может привести к нелюбви к тому, где этот предмет изучается, ко всей музыкальной школе.

Трудности с выполнением домашних заданий также формируют негативное отношение к предмету изучения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к этой деятельности. Трудность учебного материала и учебные задачи приводят к повышению интереса тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Поэтому необходимо создавать ситуацию успеха для учащегося, формируя у него устойчивую мотивацию к обучению. Занятия с учеником – это творческий процесс. Все, чему вы хотите его научить, следует не диктовать, а совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу. Умело, пользуясь этим методом, можно самые элементарные задачи сделать интересными и волнующими, что непременно будет поддерживать интерес к занятиям.

Еще один мотив к занятиям – это интерес родителей. Иногда родители считают, что, поскольку в ДМШ работают профессиональные педагоги, то достаточно лишь сопровождать ребенка в школу и обратно. Нет, этого недостаточно. Если родители не проявляют интерес к занятиям ребенка в школе, то у него возникает вопрос, а зачем я должен этим заниматься, если это никого не интересует, да и мне не доставляет радости? Родители должны не только обозначить свое формальное присутствие в ДМШ на открытых занятиях, праздниках и выступлениях своего ребенка, но и разговаривать с ним, интересоваться его занятиями, поощрять его успехи. Младший школьник доверяет родителям, и необходимо поддержать это доверие.

В начале обучения важно сохранить увлеченность и заинтересованность ученика в занятиях. Этому способствуют накопление музыкальных впечатлений, воспитание всесторонне развитого музыканта, знающего и чувствующего характер музыки, владеющего техническими средствами для передачи содержания исполняемого произведения. Важная роль в художественном и исполнительском формировании юного музыканта принадлежит удачно подобранному репертуару, а накоплению музыкальных впечатлений способствует и чтение нот с листа. «Сколько читаем – столько знаем» – эта истина актуальна и в музыкальном образовании. Это однократное ознакомление с новой музыкой, усвоение максимума информации за минимум времени. Очень важно, чтобы этот процесс нравился ребенку, будил у него живой эмоциональный художественный отклик, способствовал укреплению мотивации в обучении.

Период переосмысления занятия музыкой приходится на обучение в 3-4 классах ДМШ, когда пройдена половина пути. Возникает неопределенность: затрачено много времени и есть какие-то навыки игры, но непонятно, а как их применить на практике. Если в этот момент школьник не увидит практического применения своих знаний, то у него возникнет справедливый вопрос: а зачем оно ему нужно и стоит ли продолжать обучение? Нагрузки по учебе возрастают, сложность произведений увеличивается, приходится больше времени тратить на выполнение заданий. Занятия музыкой все чаще и чаще накладываются по времени на другие, более интересные с его точки зрения занятия. Если к этому времени подросток не приобрел качеств личности, благодаря которым он способен давать оценку и своим действиям, и действиям других людей, то он будет идти на поводу у массы ничем не занимающихся сверстников. Использование прежде усвоенных знаний в этот период обучения – одно из основных условий поддержания устойчивого интереса. Для этого как можно чаще следует привлекать учащегося к участию, в различного плана, конкурсах и концертах.

Выступление на публике – это с одной стороны стресс для учащегося, но с другой стороны это дело, которое способствует демонстрации его умений на практике. Если подросток увидит и поймет, что занятия на инструменте имеют практический смысл, то он более спокойно будет относиться к процессу обучения.

В 11-12 лет подросток продолжает развиваться как физически, так и умственно. Он более осмысленно начинает сравнивать свои достижения с достижениями других детей. И если он видит в чем-то свое превосходство, то это вызывает у него положительные эмоции, что также можно использовать для повышения интереса к игре на инструменте.

Важным моментом является и сознательная постановка многими детьми цели – достижения успехов. На мотивацию достижения успехов влияют два личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Для мотивации ученика и развития интереса обучения в ДМШ одной оценки (отметки) учителя недостаточно, необходима и самооценка учащегося. Способность учащегося к оценке своей собственной учебной деятельности, умение ставить точный самодиагноз – характерная примета развитого самостоятельного профессионального мышления. Задача педагога – поощрять и стимулировать это качество. Надо вести так работу, чтобы ученик мог видеть продвижение и оценивать свои достижения и успехи от занятия к занятию.

В процессе развития мотива достижения успехов у детей необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний. Уровень притязаний отражает меру требовательности к себе, оценку своих способностей к достижению ожидаемых результатов в будущей деятельности. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился – значит у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

На основе вышеизложенного для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:

В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя

и классного руководителя / В. И. Петрушин. – М.: Педагогический поиск, 2001. –160 с.

2. Скороходова, Н. Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. –

Спб.: Речь, 2002. – 148 с.


Статья Тимофеевой Е.Г. «Мотивация учения — главное условие успешного обучения в музыкальной школе» опубликована в сборнике: «СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НОВОЕ ВРЕМЯ – НОВЫЕ ПОДХОДЫ»

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

(Курган, 22 ноября 2018 года)

Курган

2018

------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------