------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------

Методические рекомендации педагогу по преодолению тревожности учащегося ДМШ в предконцертный период.

Составлены по результатам исследований педагога и психолога ДМШ г. Алтай Беликиной Светланы Егоровны

Одним из ведуших методов практико-ориентированного обучения является проблемный метод, требующий от учащихся развития умения справляться с встающими на пути обучения проблемами. В музыкальном обучении главной проблемой является страх перед публичным выступлением. Для оказания помощи учащимся в стрессовые периоды подготовки и публичного выступления требуется психологическое сопровождение.

Всю работу над произведением можно условно разделить на несколько этапов. Последний из них – предконцертный период. Этот период является самым ответственным во всей работе над концертной программой. И от того, какие задачи будут поставлены перед учеником в этот период, зависит качество исполняемой им программы на эстраде.

Характерная черта предконцертного периода – это исполнения для слушателя. Исполнитель должен услышать отклик, участие слушателя, его сопереживание. Убедительное исполнение рождается из адекватного понимания учеником произведения и яркого, умного исполнения, его умения заинтересовать, «захватить» зал.

Необходимо отметить некоторые негативные причины (в том числе и тревожность), влияющее на эстрадное выступление и способы их устранения:

При состоянии тревожности появляется мышечное напряжение, которое мешает сосредоточиться на собственно исполнении произведения. Для этого учащемуся необходимо:

  1. Работая за инструментом, следить за свободой корпуса, рук, кистевой гибкости-подвижности. Играть с опорой, чувствовать клавиатуру, ощущать контакт пальцев и клавиш. Технический аппарат должен быть послушен, пластичен, звучание инструмента полнозвучным, красочным.

  2. Следить за собой не только в процессе работы за инструментом, но и в жизни: расслаблять мышцы, развивать в себе контроль для снятия напряжения.

  3. При исполнении технически трудных фрагментов или произведений (аккордов, скачков), необходимо включать «контролер» для снятия напряжения, подбирать удобные моменты для отдыха.

Привычка к непрерывной самопроверке и борьбе с напряжением должна стать профессиональным навыком начинающего музыканта.


Рекомендации педагогу по преодолению мышечного напряжения у учащихся ДМШ:


  1. Постоянно следить за посадкой ученика за инструментом, за свободой музыкального аппарата, гибкостью кисти, высотой плеч.

  2. Приучать ученика к слуховому контролю и качеством звучания инструмента, по слуху определяя зажатость музыкального аппарата.

  3. Если музыкальный аппарат учащегося напряжен, временно предложить отказаться от выразительности исполнения и направить внимание на освобождение.

  4. В момент сильного эмоционального подъема (на кульминациях произведений) добиваться взаимодействия отдельных звеньев аппарата с клавиатурой, помочь найти опорные точки в произведениях и сосенты для отдыха рук.

  5. Такие качества музыкального аппарата, как:

помогут избавиться ему от мышечной зажатости игрового аппарата и

преодолеть состояние тревожности на эстраде.

Необходимо отметить, что в каждом отдельном случае подход должен быть индивидуален.

«Сверхконтроль» и его устранение.

В музыкальном исполнительстве есть такой термин «сверхконтроль», обозначенный В. Бардосом, как неуверенность в знании текста, срывов в техническом исполнении, которые вызывают тревогу. В связи с обозначенным выше состоянием, необходимо преодоление «сверхконтроля», т.е. выработка произвольного, целенаправленного как в работе за инструментом, так и в повседневной жизни.

Для преодоления «сверхконтроля» учащемуся необходимо:


Рекомендации педагогу по преодолению состояния

тревожности учащегося в предконцертный период.


  1. Концертная программа не должна превышать технических и музыкальных возможностей учащегося.

  2. Программа должна быть выучена наизусть не менее, чем за две недели до исполнения на эстраде.

  3. В предконцертный период прослушивайте программу в законченном виде, не останавливая учащегося. Только после прослушивания делайте замечания.

  4. Создайте в классе «эстрадноподобную» ситуацию: педагог-слушатель, ученик-исполнитель. После прослушивания следует обсуждение

  5. Проводите коллективные занятия с учащимися своего класса с последующим анализом.

  6. Не заостряйте внимания на мелких недочетах, уловите творческую инициативу, индивидуальность каждого начинающего исполнителя. Делайте замечания только по трактовке целого.

  7. Вместе с учениками (не менее, чем за неделю до выступления) прослушивайте исполняемые или близкие по образу произведения в записи мастеров-исполнителей. Это поможет вдохновить молодых исполнителей и преодолеть состояние тревожности.

  8. Запишите концертную программу на магнитофон, прослушивайте с учащимися, сделайте анализ, отмечая удачные и неудачные моменты в исполнении.

  9. Создайте условия для более частых исполнений учащихся класса перед одноклассниками, в стенах ДМШ, в школах города.

  10. За неделю перед экзаменами число выступлений необходимо сократить, мобилизую все духовные, физические силы для выступления на эстраде.

  11. Дайте каждому учащемуся рекомендации в подборе методической, биографической, художественной литературы, которая помогает раскрыть музыкальный образ исполняемых произведений.

  12. Перед выступлением убедите ученика в его подготовленности, возможности хорошо выступить, придайте ему уверенность в своих силах.

  13. Непосредственно перед эстрадным выступлением ученика поставьте задачу по раскрытию музыкальных образов (характера, звукоизвлечения, темпа и т.п.) исполняемых произведений.

Означенные выше рекомендации помогут снять излишнюю негативную тревожность и создать позитивное творческое волнение.


------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------