Методические рекомендации педагогу по преодолению тревожности учащегося ДМШ в предконцертный период.
Составлены по результатам исследований педагога и психолога ДМШ г. Алтай Беликиной Светланы Егоровны
Одним из ведуших методов практико-ориентированного обучения является проблемный метод, требующий от учащихся развития умения справляться с встающими на пути обучения проблемами. В музыкальном обучении главной проблемой является страх перед публичным выступлением. Для оказания помощи учащимся в стрессовые периоды подготовки и публичного выступления требуется психологическое сопровождение.
Всю работу над произведением можно условно разделить на несколько этапов. Последний из них – предконцертный период. Этот период является самым ответственным во всей работе над концертной программой. И от того, какие задачи будут поставлены перед учеником в этот период, зависит качество исполняемой им программы на эстраде.
Характерная черта предконцертного периода – это исполнения для слушателя. Исполнитель должен услышать отклик, участие слушателя, его сопереживание. Убедительное исполнение рождается из адекватного понимания учеником произведения и яркого, умного исполнения, его умения заинтересовать, «захватить» зал.
Необходимо отметить некоторые негативные причины (в том числе и тревожность), влияющее на эстрадное выступление и способы их устранения:
Мышечное напряжение;
Сверхконтроль
При состоянии тревожности появляется мышечное напряжение, которое мешает сосредоточиться на собственно исполнении произведения. Для этого учащемуся необходимо:
Работая за инструментом, следить за свободой корпуса, рук, кистевой гибкости-подвижности. Играть с опорой, чувствовать клавиатуру, ощущать контакт пальцев и клавиш. Технический аппарат должен быть послушен, пластичен, звучание инструмента полнозвучным, красочным.
Следить за собой не только в процессе работы за инструментом, но и в жизни: расслаблять мышцы, развивать в себе контроль для снятия напряжения.
При исполнении технически трудных фрагментов или произведений (аккордов, скачков), необходимо включать «контролер» для снятия напряжения, подбирать удобные моменты для отдыха.
Привычка к непрерывной самопроверке и борьбе с напряжением должна стать профессиональным навыком начинающего музыканта.
Рекомендации педагогу по преодолению мышечного напряжения у учащихся ДМШ:
Постоянно следить за посадкой ученика за инструментом, за свободой музыкального аппарата, гибкостью кисти, высотой плеч.
Приучать ученика к слуховому контролю и качеством звучания инструмента, по слуху определяя зажатость музыкального аппарата.
Если музыкальный аппарат учащегося напряжен, временно предложить отказаться от выразительности исполнения и направить внимание на освобождение.
В момент сильного эмоционального подъема (на кульминациях произведений) добиваться взаимодействия отдельных звеньев аппарата с клавиатурой, помочь найти опорные точки в произведениях и сосенты для отдыха рук.
Такие качества музыкального аппарата, как:
Гибкость и пластичность;
Связь и взаимодействие всех участков технического аппарата при ведущих живых и активных пальцах;
Координация движения;
Целесообразность и экономия движения;
Управляемость аппарата, -
помогут избавиться ему от мышечной зажатости игрового аппарата и
преодолеть состояние тревожности на эстраде.
Необходимо отметить, что в каждом отдельном случае подход должен быть индивидуален.
«Сверхконтроль» и его устранение.
В музыкальном исполнительстве есть такой термин «сверхконтроль», обозначенный В. Бардосом, как неуверенность в знании текста, срывов в техническом исполнении, которые вызывают тревогу. В связи с обозначенным выше состоянием, необходимо преодоление «сверхконтроля», т.е. выработка произвольного, целенаправленного как в работе за инструментом, так и в повседневной жизни.
Для преодоления «сверхконтроля» учащемуся необходимо:
Концентрировать внимание только на развитии художественного образа. Предельная сосредоточенность «выманит увлеченность», поможет сохранить самообладание на эстраде.
Выработать у учащихся умение ставить перед собой задачи-действия, которые всегда должны привлекать к себе внимание начинающегося исполнителя и, тем самым, предотвратить опасный «сверхконтроль».
Временно ввести «замещающие» представления, чтобы отвлечь внимание учащегося от неудачных фрагментов в произведениях. Так, технически сложный пассаж не подвергать лишнему контролю, а предложить послушать звучание инструмента, гармонии, мелодии. «Замещающие» представления придадут ему уверенность, выведут из сложного положения и помогут избавиться от ненужного «сверхконтроля» на эстраде.
Рекомендации педагогу по преодолению состояния
тревожности учащегося в предконцертный период.
Концертная программа не должна превышать технических и музыкальных возможностей учащегося.
Программа должна быть выучена наизусть не менее, чем за две недели до исполнения на эстраде.
В предконцертный период прослушивайте программу в законченном виде, не останавливая учащегося. Только после прослушивания делайте замечания.
Создайте в классе «эстрадноподобную» ситуацию: педагог-слушатель, ученик-исполнитель. После прослушивания следует обсуждение
Проводите коллективные занятия с учащимися своего класса с последующим анализом.
Не заостряйте внимания на мелких недочетах, уловите творческую инициативу, индивидуальность каждого начинающего исполнителя. Делайте замечания только по трактовке целого.
Вместе с учениками (не менее, чем за неделю до выступления) прослушивайте исполняемые или близкие по образу произведения в записи мастеров-исполнителей. Это поможет вдохновить молодых исполнителей и преодолеть состояние тревожности.
Запишите концертную программу на магнитофон, прослушивайте с учащимися, сделайте анализ, отмечая удачные и неудачные моменты в исполнении.
Создайте условия для более частых исполнений учащихся класса перед одноклассниками, в стенах ДМШ, в школах города.
За неделю перед экзаменами число выступлений необходимо сократить, мобилизую все духовные, физические силы для выступления на эстраде.
Дайте каждому учащемуся рекомендации в подборе методической, биографической, художественной литературы, которая помогает раскрыть музыкальный образ исполняемых произведений.
Перед выступлением убедите ученика в его подготовленности, возможности хорошо выступить, придайте ему уверенность в своих силах.
Непосредственно перед эстрадным выступлением ученика поставьте задачу по раскрытию музыкальных образов (характера, звукоизвлечения, темпа и т.п.) исполняемых произведений.
Означенные выше рекомендации помогут снять излишнюю негативную тревожность и создать позитивное творческое волнение.