------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------

преподаватель, психолог ДМШ г. Алтай (Зыряновск) Беликина С.Е.

О недостающих музыкальных способностях и их компенсации. Тезисы.

1. Бывают случаи в практике преподавателей музыкальных школ, когда ребенок, имеющий все предпосылки к тому, чтобы успешно развиваться в музыкальном направлении, но с проблемами в мышлении или в другой области познавательной сферы, за 7 лет обучения с трудом осваивает программу 4-5 классов, встречая все больше препятствий для себя по мере усложнения материала, т. к. каждый раз, все 7 лет, небольшая, к примеру, ритмическая трудность, которая уже встречалась в других произведениях, решается как новая задача, и на ее решение уходит немало времени. Более того, будучи решенной, она не запоминается, не откладывается в памяти. И наоборот, ребенок со средними музыкальными данными, но с хорошими общими способностями вполне успешно заканчивает музыкальную школу.

То есть, выявляется интересный факт: для того, чтобы освоить курс музыкальной школы, необходимо, скорее, быстрое мышление, нежели какие-то особые музыкальные данные. Иными словами, если специальные способности учащегося музыкальной школы недостаточно ярко выражены, то высокий интеллект может их компенсировать.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Зачастую заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.

Об этом говорят Б.М.Теплов и Е.П.Ильин, считая, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, и что недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей. Кроме того, знания, умения, навыки могут компенсировать недостающие способности.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (свойственные для большинства людей, а именно: интеллект, креативность, обучаемость) и специальные высшие интеллектуальные способности. Специальные способности (музыкальные, математические, научные, литературные, художественные) не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Некоторые исследователи рассматривают музыкальные способности как элементарные и сложные музыкальные способности. Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) оказываются в функции, подобной функции рук и ног, без которых нельзя играть на рояле, но само по себе их наличие еще ничего не определяет в музыкальном творчестве.

К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности, например, чувство формы, стиля, музыкальная обучаемость и др. С возрастом и накоплением музыкального опыта наблюдается все более тесная зависимость, все более глубокое взаимопроникновение элементарных и сложных музыкальных способностей. В одних случаях формирующиеся тесные и тонкие взаимосвязи между различными психическими свойствами и функциями приводят к их взаимоусилению, в других – к компенсации, а в третьих – к блокировнию друг друга, своего рода “взаимопогашению” (например, у одних учеников, как говорят педагоги, “голова” помогает слуху, а у других – “мешает” ему).

--------------------------------------------------------------------------------------------

6. Психологи предлагают выделять особую группу способностей человека – компенсаторных, входящих в структуру любых сложных способностей. Благодаря компенсации люди с разными способностями могут добиваться высоких достижений и получать удовлетворение от своего труда. При компенсации происходит постройка новых психологических механизмов, обеспечивающих выполняемую человеком деятельность.

Даже у самого одаренного человека не бывает абсолютного совершенства во всем, не встречается одинаково высокого уровня развития всех музыкальных способностей, которые только необходимы. В стремлении к самосовершенствованию и перед лицом жестких требований профессии сильно выраженные способности как бы “перекрывают” недостающие. Компенсации обусловлены невероятной функциональной пластичностью организма и психики, поэтому в широком плане они рассматриваются как механизм адаптации, приспособления. Иначе говоря, в условиях неравномерности развития музыкальных способностей психика обладает возможностями “справляться” со своими недостатками, решать эту проблему.

---------------------------------------------------------------------------------------------

7. Психологический аспект компенсации заключается в том, что люди с разными способностями могут добиваться одинаковых достижений в одном и том же виде деятельности, одинаково высокой творческой продуктивности.

---------------------------------------------------------------------------------------------

8. Компенсация имеет место лишь тогда, когда имеется слабость или недостаточность важной для какой-либо деятельности стороны или свойства психики, и эта деятельность выполняется благодаря усилению или обострению другой, ярко выраженной стороны или свойства психики. Еще раз подчеркнем: речь идет не о восстановлении недостающего, а о создании, не о перестройке имеющегося, а о постройке новых психологических механизмов. Примерно то же происходит у людей с утраченным зрением, когда активность других анализаторов обостряется, иногда до невероятно высокого уровня, но зрение при этом не восстанавливается.

------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Психологи выделяют четыре основных направления развития компенсаций в структуре способностей человека.

----------------------------------------------------------------------------------------------

10. Вопрос о компенсации не стоит там, где нет ярко выраженных способностей, которые могли бы компенсировать недостающие способности. И компенсация не снимает проблему развития всех способностей, в том числе и тех, для которых задатки недостаточны.

------------------------------------------------------------------------------------------------

11. Компенсации зависят от того, насколько жесткие требования предъявляет к человеку деятельность. Если эти требования максимальные, то полная компенсация недостающих способностей и качеств вряд ли возможна. Если же требования деятельности не слишком жесткие, то компенсация может быть достаточно полной и тогда люди с разными способностями могут вполне успешно выполнять одну и ту же деятельность, хотя недостаточное развитие каких-либо качеств может снижать гибкость деятельности человека. Так, для того, чтобы ученик со скромными музыкальными возможностями и с высоким уровнем интеллекта освоил курс детской музыкальной школы, компенсации способностей будет достаточно, если не предъявлять к ученику жестких требований.

В искусстве проблема компенсации в развитии способностей несколько усложняется. Здесь и “недостатки” порой могут оборачиваться сильными, индивидуально-неповторимыми сторонами художественного стиля. В формулировке П.Пикассо мысль звучит так: “Совершенствуй то, в чем тебя обвиняют, это – ты…”.


Список литературы:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003

2. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Academia, 2003

3. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985

4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002

5. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / Ред. коллегия: М.Аксенова, Л.Петрановская, Т.Каширина и др. – М.: Аванта+, 2005



------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------