преподаватель, психолог ДМШ г. Алтай (Зыряновск) Беликина С.Е.
О недостающих музыкальных способностях и их компенсации. Тезисы.
1. Бывают случаи в практике преподавателей музыкальных школ, когда ребенок, имеющий все предпосылки к тому, чтобы успешно развиваться в музыкальном направлении, но с проблемами в мышлении или в другой области познавательной сферы, за 7 лет обучения с трудом осваивает программу 4-5 классов, встречая все больше препятствий для себя по мере усложнения материала, т. к. каждый раз, все 7 лет, небольшая, к примеру, ритмическая трудность, которая уже встречалась в других произведениях, решается как новая задача, и на ее решение уходит немало времени. Более того, будучи решенной, она не запоминается, не откладывается в памяти. И наоборот, ребенок со средними музыкальными данными, но с хорошими общими способностями вполне успешно заканчивает музыкальную школу.
То есть, выявляется интересный факт: для того, чтобы освоить курс музыкальной школы, необходимо, скорее, быстрое мышление, нежели какие-то особые музыкальные данные. Иными словами, если специальные способности учащегося музыкальной школы недостаточно ярко выражены, то высокий интеллект может их компенсировать.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Зачастую заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.
Об этом говорят Б.М.Теплов и Е.П.Ильин, считая, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, и что недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей. Кроме того, знания, умения, навыки могут компенсировать недостающие способности.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Специфически человеческие способности принято разделять на общие (свойственные для большинства людей, а именно: интеллект, креативность, обучаемость) и специальные высшие интеллектуальные способности. Специальные способности (музыкальные, математические, научные, литературные, художественные) не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Некоторые исследователи рассматривают музыкальные способности как элементарные и сложные музыкальные способности. Элементарные музыкальные способности (чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.) оказываются в функции, подобной функции рук и ног, без которых нельзя играть на рояле, но само по себе их наличие еще ничего не определяет в музыкальном творчестве.
К сложным музыкальным способностям относят такие, которые связаны с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности, например, чувство формы, стиля, музыкальная обучаемость и др. С возрастом и накоплением музыкального опыта наблюдается все более тесная зависимость, все более глубокое взаимопроникновение элементарных и сложных музыкальных способностей. В одних случаях формирующиеся тесные и тонкие взаимосвязи между различными психическими свойствами и функциями приводят к их взаимоусилению, в других – к компенсации, а в третьих – к блокировнию друг друга, своего рода “взаимопогашению” (например, у одних учеников, как говорят педагоги, “голова” помогает слуху, а у других – “мешает” ему).
--------------------------------------------------------------------------------------------
6. Психологи предлагают выделять особую группу способностей человека – компенсаторных, входящих в структуру любых сложных способностей. Благодаря компенсации люди с разными способностями могут добиваться высоких достижений и получать удовлетворение от своего труда. При компенсации происходит постройка новых психологических механизмов, обеспечивающих выполняемую человеком деятельность.
Даже у самого одаренного человека не бывает абсолютного совершенства во всем, не встречается одинаково высокого уровня развития всех музыкальных способностей, которые только необходимы. В стремлении к самосовершенствованию и перед лицом жестких требований профессии сильно выраженные способности как бы “перекрывают” недостающие. Компенсации обусловлены невероятной функциональной пластичностью организма и психики, поэтому в широком плане они рассматриваются как механизм адаптации, приспособления. Иначе говоря, в условиях неравномерности развития музыкальных способностей психика обладает возможностями “справляться” со своими недостатками, решать эту проблему.
---------------------------------------------------------------------------------------------
7. Психологический аспект компенсации заключается в том, что люди с разными способностями могут добиваться одинаковых достижений в одном и том же виде деятельности, одинаково высокой творческой продуктивности.
---------------------------------------------------------------------------------------------
8. Компенсация имеет место лишь тогда, когда имеется слабость или недостаточность важной для какой-либо деятельности стороны или свойства психики, и эта деятельность выполняется благодаря усилению или обострению другой, ярко выраженной стороны или свойства психики. Еще раз подчеркнем: речь идет не о восстановлении недостающего, а о создании, не о перестройке имеющегося, а о постройке новых психологических механизмов. Примерно то же происходит у людей с утраченным зрением, когда активность других анализаторов обостряется, иногда до невероятно высокого уровня, но зрение при этом не восстанавливается.
------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Психологи выделяют четыре основных направления развития компенсаций в структуре способностей человека.
Компенсация недостаточно выраженных способностей осуществляется за счет знаний и умений (наиболее показательный пример – развитие способности чтения нот с листа).
Достижение продуктивных результатов происходит на основе выработки индивидуального стиля или способа деятельности, который использует сильные стороны психологической индивидуальности человека и компенсирует (или маскирует) слабые.
Компенсация может осуществляться и за счет способностей, не связанных напрямую с отстающей способностью. Например, узкий объем внимания может компенсироваться быстротой восприятия. Как отмечалось, иногда ученики восполняют средние слуховые данные при помощи “головы”, т.е. хорошо развитых интеллектуальных функций, или при помощи работоспособности, доводя до автоматизма выполнение некоторых слуховых действий, которые не могут выполняться спонтанно с такой же скоростью и точностью, как у музыкально одаренных.
Компенсаторные отношения могут возникать между отдельными компонентами музыкальных способностей. Например, у одних музыкантов в гармоническом слухе может доминировать фактурно-гармоническая сторона, у других – мелодико- или ладогармоническая. Но и те и другие при этом могут отличаться прекрасным гармоническим слухом.
----------------------------------------------------------------------------------------------
10. Вопрос о компенсации не стоит там, где нет ярко выраженных способностей, которые могли бы компенсировать недостающие способности. И компенсация не снимает проблему развития всех способностей, в том числе и тех, для которых задатки недостаточны.
------------------------------------------------------------------------------------------------
11. Компенсации зависят от того, насколько жесткие требования предъявляет к человеку деятельность. Если эти требования максимальные, то полная компенсация недостающих способностей и качеств вряд ли возможна. Если же требования деятельности не слишком жесткие, то компенсация может быть достаточно полной и тогда люди с разными способностями могут вполне успешно выполнять одну и ту же деятельность, хотя недостаточное развитие каких-либо качеств может снижать гибкость деятельности человека. Так, для того, чтобы ученик со скромными музыкальными возможностями и с высоким уровнем интеллекта освоил курс детской музыкальной школы, компенсации способностей будет достаточно, если не предъявлять к ученику жестких требований.
В искусстве проблема компенсации в развитии способностей несколько усложняется. Здесь и “недостатки” порой могут оборачиваться сильными, индивидуально-неповторимыми сторонами художественного стиля. В формулировке П.Пикассо мысль звучит так: “Совершенствуй то, в чем тебя обвиняют, это – ты…”.
Список литературы:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003
2. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Г.М.Цыпина. М.: Academia, 2003
3. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985
4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002
5. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / Ред. коллегия: М.Аксенова, Л.Петрановская, Т.Каширина и др. – М.: Аванта+, 2005