------------------------------- вернуться на главную --------------------------------------
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.

Сегодня время диктует определённые правила во всех сферах жизни. Движение времени также коснулось образования и привнесло свои коррективы. Сегодня не достаточно обладать теми или иными знаниями, важно уметь их использовать. Так что же такое компетентностный подход и как предмет «музыка» влияет на обучение, воспитание и развитие детей сегодня?

Общество и технологии не стоят на месте. Сегодня мы имеем доступ к совершенно любым знаниям, любым источникам и можно сказать, что владение информацией само по себе обесценилось. Сегодня недостаточно знать годы жизни композиторов, столицы стран мира или правила правописания. Вся эта информация прекрасно систематизирована на страницах интернет ресурсов и находится в свободном доступе. Задача педагога и ученика научится эти знания применять на практике. Применять умело и в нужное время.

Что же должен уметь ребёнок и на что нам необходимо направить свои силы? В чем важность компетентностного подхода?

В первую очередь ребенок должен уметь учится. Уметь поставить задачу, найти проблему и самое важное найти самый точный путь решения этой проблемы. Найти именно нужную важную информацию, которая станет инструментом для решения проблемы. С этого момента мы начинаем говорить о самостоятельности, как о качестве, которое формируется при использовании компетентностного подхода.

Говоря о самостоятельности, я сделаю акцент на роли умения слышания и слушания музыки. Это совершенно разные понятия имеющие не схожие определения. Слушать можно информацию, музыку, даже самые великие образцы классической музыки совершенно не понимая о чем речь, при том, что мы владеем языком на котором говорят и слышим музыку. Однако совершенно ничего не запоминается и проходит как информация, которую не следует запоминать. Слышать музыку это однозначно другое. Человек слышащий понимает зачем и что он слушает и это применимо и для информации. Именно осознанное слышание музыки даёт тот результат, к которому стремится образование, а именно вырастить человека, который воспринимает информацию и умеет ей пользоваться.

Именно такой подход и точное понимание разницы этих понятий даёт развитие когнитивных способностей, развитию познавательных процессов. Я считаю, что на уроках музыки должны звучать образцы классической музыки не просто как пример того или иного стиля или жанра, но как осознанный материал, который имеет связь с историей, литературой, живописью, театром и архитектурой. В таком случае у учащихся появляется ясная картина почему в то или иное время было написано то или иное произведение, произошли те или иные исторические события или были написаны те или иные картины. При таком подходе, устанавливается алгоритм , действуя по которому возможно решить задачу с разных сторон и решить проблему самым эффективным образом.

Компетентностный подход находит своё применение на уроках музыки в виде различных способов поиска информации на заданную тему. При этом , чем шире круг вопросов тем, результативнее процесс. Возьмём к примеру известного немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Одно лишь упоминание о стране даёт нам повод спросить : « Что мы знаем о Германии?». Говоря о произведениях этого композитора мы говорим о том, что они написаны для органа и клавесина и стоит только начать изучение создания этих инструментов, как мы тут же окажемся в Европе 17 века и найдём для себя огромное количество информации о этом времени и предпосылках создания этих инструментов.

Такой подход в обучении заставляет учащихся задавать правильные и интересные вопросы и это применимо не только на уроках музыки.

Сегодня новое время, время когда информация ценна только тогда, когда она осознана, когда она имеет прикладное назначение. Важно не количество услышанной музыки, важно количество осознанной. Важно не количество информации, а умение ее использовать для решения задач.

В завершении хочу сказать, что сегодня есть множество средств и возможностей, которые по настоящему применимы не только в образовательном процессе , но и имеют важную роль для адаптации в жизни и компетентностный подход одно из таких средств, которое однозначно следует применять и внедрять внутри предмета.

Мои размышления лаконично описал известный педагог Московской консерватории Генрих Гюставович Нейгауз: «Задача педагога, как можно раньше стать для ученика ненужным». Эта цитата актуальна и сегодня.

Компетентностный подход в обучении это отличный способ для решения этой задачи.


Спасибо за внимание !