Теория педагогической интеграции в работах профессора Безруковой В. С.


Автор: Вольхина Е.М.


Теория педагогической интеграции, разработанная профессором Валентиной Сергеевной Безруковой, представляет собой системный подход к объединению различных элементов образовательного процесса с целью повышения его эффективности и целостности. В своих работах она рассматривает педагогическую интеграцию как многогранный феномен, включающий в себя процесс (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом), результат (конечный продукт интеграции, представляющий собой гармонично объединенную образовательную структуру) и принцип (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития педагогики и обеспечивающая достижение более высоких результатов в научной и практической деятельности.) развития педагогической теории и практики. Таким образом, педагогическая интеграция играет триединую роль.

Безрукова определяет педагогическую интеграцию как установление связей и отношений между элементами образовательного процесса с использованием педагогических средств ради достижения образовательных целей. Интеграция должна осуществляться в рамках педагогической теории и практики на основе нескольких принципов: системности, целостности, оптимальности и управляемости. Принцип системности предполагает учет всех аспектов педагогического процесса, а принцип целостности направлен на достижение целей образования. Принцип оптимальности требует, чтобы интеграция соответствовала целям и задачам педагогического процесса, не усложняя его. Принцип управляемости предусматривает возможность контроля и коррекции процесса. Применение принципов педагогической интеграции способствует созданию более гибкой и адаптивной образовательной среды, отвечающей современным требованиям и вызовам.

Существуют различные виды интеграции в педагогическом процессе. Внутрипредметная интеграция объединяет материал внутри одного предмета, как, например, изучение аспектов истории музыки в рамках одного курса музыкальной литературы. Межпредметная интеграция объединяет материал из разных предметов, как изучение истории и теории в одном проекте. Интеграция учебной и внеучебной деятельности объединяет учебную и внеучебную деятельность учащихся, например, через экскурсии и мастер-классы. Интеграция общего и дополнительного образования предполагает включение элементов основного образования в учебные программы дополнительного.

Функции педагогической интеграции включают методологическую, общенаучную, конструктивную и развивающую. Методологическая функция заключается в объединении различных подходов и методов в педагогическом процессе, что позволяет создать более эффективные и целостные образовательные стратегии. Общенаучная функция способствует установлению связей между разными областями знания, обогащая учебный процесс и делая его более междисциплинарным. Конструктивная функция позволяет создавать новые педагогические системы и технологии, что способствует инновациям в образовании. Развивающая функция интеграции направлена на развитие личности учащихся, формирование у них целостной картины мира и улучшение их познавательных способностей.

Педагогическая интеграция охватывает несколько ключевых направлений. Во-первых, она включает интеграцию содержания образования, что предполагает объединение различных областей знания в рамках одного предмета или курса. Во-вторых, интеграция методов обучения объединяет разнообразные методы в педагогическом процессе, способствуя созданию более эффективных и целостных образовательных стратегий. Третье направление — интеграция форм организации обучения, объединяющая различные формы обучения в рамках одного учебного заведения. Наконец, интеграция воспитательных сил объединяет усилия различных воспитательных институтов в формировании личности учащихся.

Безрукова выделяет три основных этапа реализации педагогической интеграции: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе происходит определение направления интеграции, подбор объектов интегрирования, анализ их взаимодействия, выбор формы интеграции и определение вида педагогической интеграции. Основной этап включает непосредственную разработку избранной формы интеграции, включая выбор системообразующего фактора, создание новой структуры, установление связей и зависимостей компонентов, применение способов интегрирования и фиксирование нового интегративного образования. Заключительным этапом должна стать оценка эффективности интеграции, анализ достигнутых результатов и корректировка процесса при необходимости.

Теория педагогической интеграции В. С. Безруковой находит широкое применение в различных сферах образования, включая профессиональное, как основание для разработки образовательных программ, объединяющих различные дисциплины и направлений подготовки, способствующих гармоничному сочетанию теоретических и практических знаний.

Интеграция улучшает педагогический процесс, делая его более эффективным. Она позволяет использовать воспитательные возможности обучения в полной мере. Благодаря интеграции у учеников формируется целостное восприятие мира. Они осознают связи между разными областями знаний. Интеграция даёт учащимся возможность проявить креативность, реализовать свои интересы и потребности. Таким образом, интеграция — важное направление в педагогике. Она помогает раскрыть воспитательный потенциал обучения, сформировать у учеников целостное мировоззрение и развить их творческие способности.



Литература:

- В.С. Безрукова. «Интеграционные процессы в педагогической теории и практике» монография, 1994, - 152 с.// Электронный ресурс: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/6963

- В.С. Безрукова. Статья «В поисках новой педагогики», //Электронный ресурс:

https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-novoy-pedagogiki/viewer

__________________________________________________________

* Безрукова Валентина Сергеевна — доктор педагогических наук, профессор, автор исследований в области методологии педагогики. Теория педагогической интеграции в её работах рассматривается как установление связей и отношений педагогическими средствами ради педагогических целей. Она осуществляется в рамках педагогической теории и практики.

* Педагогическая интеграция это объединение в едином педагогическом процессе взаимодействующих воспитательных сил, взаимодействующих мер влияния на личность, а также установление связей между разными участниками педагогического процесса.