Реализация проекта «Внедрение концертно-лекционной формы работы в процесс сдачи экзаменов и зачетов в ДМШ».

Полковникова Лариса Тимофеевна – завуч школы по научной работе, преподаватель хорового класса ДМШ г Серебрянска



Сцена- это состояние стресса. Каждый из нас, кто вступил на путь исполнительского искусства, с самого детства испытывал волнение перед сдачей экзамена, перед выходом на сцену. С возрастом, практически ничего не изменилось. Знаменитые артисты признаются, что каждый раз перед выходом на сцену испытывают волнение.

Можно ли подготовить учащихся к стрессу?

Есть несколько советов чтобы справиться с этим страхом.

Полезно перед выходом на сцену делать физические упражнения и дыхательные техники. Они снижают уровень напряжения.

Можно пробовать выступать перед небольшими группами друзей. Выступление перед знакомыми создает более комфортную, доброжелательную атмосферу, помогает избавиться от страха. Чем больше таких выступлений и репетиций, тем увереннее себя чувствуешь на основном выступлении.

Некоторые артисты используют метод визуализации. Можно представить себя на сцене, выступающим с уверенностью и получающим аплодисменты. Это действительно помогает! Визуализация успеха укрепляет уверенность в себе.

Еще один важный аспект — это принятие ошибок. Надо понимать, что ошибки — это часть процесса. Нужно учиться на них, а не бояться. Иногда ошибку можно обыграть и зрители этого даже не заметят. Таким образом, принятие того, что ошибки могут происходить — это шаг к уменьшению страха.

Если уже есть готовые рекомендации, причем тут метод проекта?

Мы взялись за проект потому, что он предполагает:

1.Наличие проблемы. (А это у нас есть!)

2.Исследование ситуации (опрос, анализ, сравнение).

3.Работа над реализацией поставленных задач.

4.Создание (интеллектуального или материального) продукта.

Поиск истины привел нас к организации проектной работы «Внедрение концертно- лекционной формы работы в учебный процесс сдачи экзаменов и зачетов».

За счет проекта мы попытались создать условия для реализации стратегических позиций по формированию стрессоустойчивости.

Для того, чтобы понять суть нашего проекта, рассмотрим и сравним работу над музыкальным произведением в традиционном музыкальном образовании и в нашем проектном инновационном варианте:

Работа с учащимся над произведением состоит из следующих этапов:

1.Ознакомительный (знакомство и разбор произведения)

2.Работа над произведением (техническим исполнением, соединение всех разделов в целое)

3 Завершаюший, подготавливающий произведение к публичному исполнению.

Второй и третий этапы работы над произведением (практический) позволяют овладевать определенными умениями и навыками исполнительского мастерства.

4 этап: Публичное выступление. На этом этапе, по всем меркам, работа над музыкальным образом закончена, выдается готовый продукт.

Во многих музыкальных школах практикуется традиционная форма сдачи зачета и экзамена: ученики по одному заходят в аудиторию и исполняют свою программу перед комиссией. Если учащихся сопровождают родители, то их место на стуле за дверью кабинета. А роль педагога: слушать выступление своего ученика среди членов комиссии.

Чтобы создать на экзамене комфортную атмосферу, т.е. проводить зачет или экзамен перед знакомой аудиторией, пригласили на сдачу зачетов родителей, соклассников и педагогов школы.

Выступление перед знакомыми создает более комфортную атмосферу. Родители, включаются в образовательный процесс своего ребенка, проживают вместе с ним волнительные моменты, видят, сравнивают исполнительский уровень своего ребенка.

По задачам нашего проекта на 4 этапе работа над произведением не заканчивается. Здесь продолжается работа над формированием у учащихся музыкального восприятия, умения из множества выразительных средств (сочетаний звуков разной высоты, длительности, силы и тембра) услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя настроение, чувства и мысли, связанные с нею. Слушатели постигают смысл музыки и погружаются в исторический пласт исполняемого произведения.

Ведущим методом музыкального восприятия, который организует внимание, углубляет и позволяет дифференцировать музыку, является наглядно- слуховой метод.

Слышать музыку и слушать музыку- это 2 разных по смыслу глагола.

«Слышать музыку» не предполагает концентрацию внимания только на ней. Она звучит фоном.

«Слушать музыку» требует направленное внимание на музыку, т.к. восприятие связанно с постижением смысла музыки и требует включения интеллектуальной функции.

Эту важную роль, организовать целенаправленное внимание и целостное восприятие музыкального образа, берет на себя учитель. Таким образом, на 4 этапе публичного выступления роль педагога изменилась. Он наравне с учащимися, выходит перед зрителями и сопровождать концертное исполнение. В какой- то степени педагог разделяет участь своих воспитанников. На 4 этапе происходит слияние творческой деятельности педагога и учащегося.

Для того, чтобы заработало «колесо», организаторам проекта необходимо было подготовить преподавателей к новому формату работы. Для преподавателей школы провели обучающий семинар. Получилось не только обучение, но и взаимный диалог, где прозвучало коллективное мнение и предложение по вопросам организации новой формы. Мы, организаторы, опираясь на мнение коллектива, смогли скорректировать свое представление об организации работы по проекту. Поняли, что нужно создавать не отдельные проекты каждого педагога, а сделать его единым общешкольным. Пришли к заключению, что в пилотном варианте примут участие педагоги и учащиеся фортепианного, народного и вокального отделения.

Обязательный момент работы над проектом: анализ полученных результатов и принятие корректирующих задач.

В течение уч. года отслеживали результаты работы, вносили дополнения и отмечали, что движемся в правильном направлении.

Анализ информационного блока на экзамене показал, что информация должна быть краткой, нацеливающей на восприятие предстоящего исполнения. Не стоит вываливать на слушателей большой объем и говорить книжными словами. Слушатель может «потеряться» в потоке и отключить внимание, пропустив главные акценты сообщения.

Чтобы собрать внимание аудитории, педагоги проводили диалог с аудиторией. Опираясь на опыт ребенка, использовали метод сравнения. Это помогало учащемуся сопоставлять свой практический опыт с музыкальным образом.

Иногда, чтобы сократить объем информации, преподаватели использовали действия. Просили аудиторию поднять руку или хлопнуть, если услышат...

Интересной педагогической находкой стало высказывание учеников- старшеклассников перед исполнением произведении о своем восприятии, о своем отношении к исполняемой музыке.

Все это важно для того, чтобы наш юный слушатель смог погрузится и осознанно воспринимать музыку.

Названия лекций- концертов уже говорят сами за себя:

«Старинные танцы», «Сказка в музыке», «Этюды К. Черни», «Характерные пьесы», «Французские танцы», «Пьеса в музыке», «Виды пьес», «Все о вокализе», «Музыка Казахстана», «Полифония+ пьеса», «Этюды об этюдах» и т.д.

Не каждый педагог способен встать перед аудиторией и выполнить роль лектором. В этом случае важна командная работа. Педагоги объединялись в мини-группы и совместно проводили мероприятия, или привлекали на роль ведущего учащихся старших классов, педагогов- теоретиков.

Одна из задач проекта: разработать методику проведения концертно-лекционной формы сдачи зачетов.

Для удобства работы творческого коллектива ДМШ (классы которой находятся четырех разным населенных пунктах) создали отдельную творческую онлайн группу, где размещали и демонстрировали ролики коллег о проведенных зачетов по новой форме.Такое заочное присутствие позволяло обмениваться идеями по форме подачи материала, по организации мероприятия, по подбору репертуара.

Самый первый технический зачет прошел в настоящей творческой атмосфере. Все участники проекта и преподаватели, и учащиеся, и присутствующие на зачете родители, обогатили свои знания интересной дополнительной информацией о назначение этюдов, узнали в каких видах искусства и спорта встречаются этюды, погрузились в эпоху творчества композиторов.

В такой же творческой, но боле романтической обстановке прошла сдачи полифонии. В концертном зале светились канделябры. Сами исполнители были наряжены в соответствующие эпохе Барокко пышные платья и строгие костюмы. Согласитесь, мысли юных модниц перед экзаменом (уж точно на 50 процентов) были отвлечены от волнения и были заняты своим праздничным внешним видом.

Возникает вопрос: Все эти инновации – это упрощение учебного процесса или требование сегодняшнего дня?

По большому счету, сегодня в мире происходят глобальные изменения. Именно ИНФОРМАЦИЯ диктует и изменяет все условия современной жизни. То, что мы уже начали делать, это шаг к тому, чтобы вкладывать в сознание молодого поколения больше полезной информации, наполнять и формировать его внутренний художественный мир на фундаменте культурно-исторических ценностей.