Особенности формирования исполнительских навыков в классе духовых инструментов


Фигура1 Пешков П. М. – преподаватель по классу «Духовые инструменты»

КГКП «Детская музыкальная школа г. Серебрянска»

отдела образования по району Алтай управления образования ВКО


Реформирование, происходящие в нашем обществе невозможны без духовного обновления и поэтому сегодня как никогда необходимо развивать и поддерживать культуру, образование и искусство, в частности музыкальное искусство.

Важное место в современной музыкальной культуре занимает симфоническая, эстрадная музыка, исполняемая на духовых инструментах, обучение на которых является важнейшей составляющей музыкально-исполнительской культуры современности.

Анализируя современные школы методики игры на духовых инструментах (С.А. Баласаняна, С.В. Болотина, Д. Давидсона и др.) мы видим, что данное обучение сегодня построено на обобщении и распространении практического опыта ведущих исполнителей и педагогов. Но с повышением требований к технической и художественной стороне исполнения одних эмпирических выводов недостаточно.

Одним из путей в системе обучения «духовиков» является накопленный труд мировых дирижеров, инструменталистов (пианисты, скрипачи и т.д.) и многих других музыкантов, который включает в себя ответы на различные методические вопросы по развитию музыкально-исполнительских навыков. Но и такой подход не раскрывает всю специфику освоения инструмента. Анализ работ педагогов-музыкантов, инструменталистов по вопросам формирования исполнительских навыков показывает, что эти проблемы у духовиков изучены меньше, чем у пианистов или струнников.

Совершенствовать исполнительское мастерство в области музыкального искусства эстрады можно по нескольким направлениям. Одно из них заключается в технической оснащённости и состоит из нижеприведённых компонентов:

  1. Техника губ –сила, гибкость мышц, их выносливость и подвижность;

  2. Дыхательная техника - развитый дыхательный аппарат, навык играть на опоре, делать вдох вовремя и в определенном объеме, производить вдох согласно характеру музыки;

  3. Техника языка –подвижность, четкость при выполнении любой атаки;

  4. Пальцевая техника – включает в себя скорость, четкость, согласованные действия, разнообразную аппликатуру [2].

Проблемы технического исполнения разные и имеют свои отличия у музыкантов на духовых инструментах. У исполнителей деревянных духовых инструментах главное - это пальцевая техника, а на медных духовых инструментах определяющая роль при­надлежит губному аппарату.

Подлинным техническим мастерством музыканта считается координация всех элементов техники и единое исполнение. Добиться такого развития техники возможно лишь с помощью вычленения каждого ее компонента и систематической работы над его развитием.

Многолетний педагогический и исполнительский опыт игры на духовых инструментах создал систему ежедневных занятий музыканта-духовика, включающий материал, где представлен комплекс по развитию исполнительского аппарата (тренировочный материал, включающий игру звуков продолжительной длительности, гамм и арпеджио, упражнений и этюдов).

Большое значение в процессе обучения игре на духовых инструментах следует уделять развитию техники дыхания, требующая систематической тренировки. От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука.

Исполнители на духовых инструментах взяли на вооружение не грудной или диафрагмальный типы дыхания, а грудо-брюшный, смешанный тип дыхания как наиболее рациональный и создающий наиболее благоприятные условия для производства вдоха и выдоха во время игры.

Степень активности участия в процессе вдоха ртом или носом зависит также от музыкальной фразы и, в связи с этим, – от применяемых типов дыхания. Если при диафрагмальном вдохе основная часть воздуха вдыхается через рот, при грудо-брюшном – через рот и нос, то при грудном вдохе активная роль принадлежит носу [3].

Но решающая роль в исполнении принадлежит выдоху, так как он связан уже непосредственно с художественной стороной исполнительского процесса. При исполнении на духовом инструменте выдох должен иметь необходимое качество: то равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый, в зависимости от динамических нюансов. Усиление звука связано с ускорением выдоха, ослабление – с постепенным замедлением; при постепенном и равномерном выдохе получается ровный по силе звук. Так достигаются самые разнообразные нюансы звука [2].

Развитие дыхания происходит постепенно: сначала игра отдельных звуков, не очень длинных, коротких фраз с равномерной динамикой, а потом уже переходить на более продолжительные звуки и фразы и постепенно усиливать и ослабевать выдох. При этом надо всегда слухом контролировать качество выдоха при исполнении.

Развитию навыка исполнительского дыхания помогает игра гамм в медленном темпе и с различными нюансами. А заключительным этапом развития техники дыхания может стать работа над специальным музыкальным репертуаром, где необходимо мастерство исполнения динамических оттенков.

Отдельное внимание относиться к развитию мускулов губ и лица, что необходимо учитывать при подборе упражнений, предназначенных для развития дыхания. У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, что приводит к потере тембровых красок звука, поэтому педагог должен своевременно заметить и исправить этот недостаток. От дыхания зависит не только динамическая сторона исполнения и качество звука, но и отделение музыкальных фразы друг от друга.

Правильное распределение смены дыхания влияет на выразительность исполнения. Учитывая строение произведения, исполнительские особенности учащегося, педагог указывает те моменты, где нужно брать дыхание. Будет полезно подключать к этой работе и самого ученика с целью приучения к самостоятельному разбору произведения. При встречающихся длинных фразах, которые трудно удержать на едином дыхании, надо найти место удобное для вдоха не нарушив смысл исполняемого произведения.

Одна из непростых задач в исполнение на духовом инструменте заключается в чистой интонации. Полезно, в качестве упражнений, играть в спокойном темпе арпеджио, трезвучия и разные аккорды. Также хорошие результаты можно получить от исполнения произведений под аккомпанемент фортепиано и в ансамблевой игре. Полезно сольфеджирование, чтение с листа, определение гармоний на слух с постепенным усложнением музыкального материала. Ну и конечно учащемуся надо изучать и знать закономерности строя своя духового инструмента [1].

Итак, формирование исполнительских навыков у учащихся детских музыкальных школ на духовых инструментах осуществляется с учетом достижений в области множественных дисциплин, таких как: музыкальная педагогика, психология, культурология, музыкальная акустика. Наличие исполнительских навыков у учащихся – это результат высокого мастерства и плодотворной, ежедневной работы.



Список литературы


1. Алексеев Э.В. Раннефольклорное интонирование / Э.В. Алексеев. - М., 1986г.

2. Авратинер В. Обучение и воспитание музыканта-педагога / В. Авратинер. - М.: МГИК, 1981г.

3. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма / В. Берзин. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000г.