РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.

Автор: Полторанина Ирина Валентиновна


Урок проводится в рамках практико-ориентированного проекта «Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения» - проекта создания развивающей среды успешной самоактуализации, самореализации и социализации учащихся разного возраста, разных классов и возможностей в одном коллективе, включенном в творческую квазипрофессиональную деятельность.


Преподаватель: Полторанина И.В.

Предмет: «Коллективное музицирование». Ансамбль скрипачей.

Специальность: скрипка

Класс: учащихся разных классов с 1 по 7.

Тема: «Работа над репертуаром. Создание художественного образа»

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Принципы: связь теории с практикой, систематичность, последовательность, доступность, активность, природосообразность, культуросообразность, индивидуализация, диалогичность, творчество.

Методы: словесные, практический, поисково-практический, эвристический (метод наводящих вопросов), учебной беседы, ассоциативные, сотворчества, стимулирования.

Форма: групповое обучение.

Оборудование: музыкальные инструменты (рояль, скрипки, клавиры)

Цель:

1. Образовательная:

Углубление представлений о выразительных возможностях элементов музыкальной речи (интонация, мелодия, гармония, ритм) и средств ее «произнесения»: динамика, фразировка, темп. Накопление интонационно-слухового опыта. Раскрытие художественных образов музыкальных произведений: «Мишка с куклой» Л. Качурбина, «Ave Maria» Д. Каччини, «Танец» Л. Бабаджиняна.

2 Развивающая:

Развивать навыки совместного музицирования, самонаблюдения и самоконтроля в процессе игры; умения слушать друг друга, слышать свою и другие партии, подголоски и координировать действия; развитие чувства эмпатии — сочувствие художественным образам исполняемого произведения; развитие музыкальных способностей (гармонического, мелодического, звуковысотного, ладового слуха, чувства метроритма), памяти, мышления, творческой фантазии, познавательного интереса.

3. Воспитательная:

Воспитание чувства взаимного уважения, поддержки и партнерства; коллективной ответственности. Эстетическое воспитание.

Структура урока:

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация ЗУН. Разминка.

  3. Постановка целей урока.

  4. Работа над репертуаром. (работа над каждым произведением включает в себя следующие этапы:

4. Подведение итогов урока.

5. Определение домашнего задания.



Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

На сцену приглашается младший состав ансамбля скрипачей. Настройка инструментов.

2. Постановка целей урока.

Сегодня тема нашего урока — создание художественных образов - завершающий этап работы над тремя произведениями: «Мишка с куклой» Л. Качурбина, «Ave Maria» Д. Каччини, «Танец» Л. Бабаджиняна. Цель — подготовиться к концертному выступлению. Главные задачи — учиться сопереживать музыкальный образ, исполнять выразительно, создавать его мысленно еще до того как начнете играть; учиться играть вместе согласованно.

3. Этап актуализации ЗУН. Разминка.

- Повторение гаммы ре-мажор, ключевые знаки, штрих martele (штрих острый, достигается нажимомоуказательного пальца и быстрым, острым движением руки доводится до верхней части смычка).

- Исполнение гаммы ре-мажор штрихом martele.

4. Работа над репертуаром.

Открываем партитуру пьесы «Мишка с куклой» Л. Качурбина, размер, лад, тональность, вспоминаем характер (подбираем словесные ассоциации: танцевальный/полька, яркий, задорный, веселый). Обратить внимание учащихся на штрих. Какой? (martele) Как штрих связан с характером? Помогает ли он передать характер произведения? Почему? (штрих изображает притопывания).

- Ребята, какие фрагменты вызывали у вас затруднения в самостоятельной работе при выполнении домашнего задания? (ответы детей). Давайте повторим партии в медленном темпе. (повторение).

- Теперь наша задача — совместной игрой создать музыкальный образ танцующих героев в темпе польки. Чтобы он получился правдивый, мы должны им сочувствовать, сопереживать их веселый танец. Сначала представьте их, представьте мысленно, как это должно звучать. Сначала музыку надо услышать мысленно (внутренним слухом). Играя, прислушивайтесь друг к другу, старайтесь играть согласованно одинаковым штрихом, аппликатурой и оттенками; обращайте внимание на чуткое исполнение штриха martele, будьте внимательны к окончанию фраз, в самом конце — небольшое ritenuto.

(исполнение пьесы «Мишка с куклой» Л. Качурбина младшим составом ансамбля скрипачей)

Получился ли в музыке достоверный художественный образ, характер танца польки? Штриховая точность? Динамика была достаточно выразительной? Насколько согласованной была игра? Насколько чистой интонация (слышали ли фальшь в исполнении)? Над чем нам еще нужно поработать?

(На сцену приглашается старший состав ансамбля скрипачей. «Сильные» (продвинутые) учащиеся из младшего состава остаются работать со старшеклассниками. Остальные спускаются в зрительный зал наблюдать за работой.)


Ave Maria” Д.Каччини. Вспоминаем тональность, размер, содержание произведения -(молитва) перевод фразы, кто такая Мария? (Мария - святой лик, к которому обращаются люди в тяжелые/тревожные моменты жизни с надеждой на спасение. Молитва «Радуйся, Мария» - благословение ангела. Красивая музыка полна надежды, смирения, покоя, света).

Повторим трудные фрагменты по партиям:

Третьи скрипки — 1ю цифру. Внимательно слушаем свою игру, контролируем чистоту интонации.

Вторые скрипки — 2ю цифру. Вспомним расположение пальцев на струне. «Ре» чисто играем, слушаем себя, переклички поярче.

Первые скрипки — повторим Solo во время проигрыша.

Целевая установка: старайтесь играть чисто, осмысленно, эмоционально, певучим звуком. Во 2й цифре при разделении на голоса не теряемся, каждый голос ведет партию четко, ясно. Третьи и вторые скрипки, на соло первых скрипок опускаем и поднимаем инструменты синхронно и заключительный раздел - на piano.

(Исполнение произведения “Ave Maria” Д.Каччини)

Как прозвучало произведение? Были ли допущены ошибки (текстовые, динамические и др.)? Насколько чистой была интонация? Достаточно ли выразительно прозвучало соло первых скрипок?

(Исполнение произведения «Танец» автора А. Бабаджана)

Совместное обсуждение исполнения, допущенных ошибок, способов их коррекции. Как прозвучало произведение, достаточно выразительно? Получилось слушать все партии во время исполнения? Если еще не всегда получается, то почему? (неуверенность в знании своей партии, сосредоточенность на ней, боязнь отвлечься и ошибиться). Были ли допущены ошибки (текстовые, динамические и др.)? Насколько чистой была интонация, штриховая точность, синхронность работы групп? Получилось создать характер? Как можно улучшить интерпретацию?


5. Подведение итогов урока.

6. Определение задания на дом: повторять/практиковать наиболее трудные/неудобные фрагменты своей партии, исключая бездумное проигрывание, стараться играть выразительно, оценивая свою игру.


Список используемой литературы:

  1. Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»//М., 1995 г.

  2. С.О. Мильтонян «Педагогика гармоничного развития скрипача»//
    Тверь – 1996 г.

  3. Г. Мищенка «Методика обучения игре на скрипке» //С-Пб 2009 г.

  4. Мордкович Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы»//Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6, М., 1986

  5. О. Щукина «Ансамбль скрипачей с азов»// С-Пб 2007 г.