РАЗРАБОТКА УРОКА КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.



Преподаватель - Мигранова А.А.

Предмет – «Коллективное музицирование». Камерный ансамбль.

Класс – учащиеся разных классов оркестрового отделения ДМШ г. Алтай

Тема - «Работа над репертуаром».

Тип урока: Комбинированный

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

образовательные: Работа над интерпретацией произведений Р.Телепнева «Забавные гаммы», русской народной песни «Во кузнице». Разбор произведения С.Абдинурова «До,ре,ми».

развивающие: развивать музыкальные способности, активность внутреннего слуха, логическое и образное мышление, творческие способности; эмпатию (эмоциональную отзывчивость), чувство музыкального стиля и формы, навыки совместной игры, умения слушать все партии во время исполнения; навыка концентрации внимания, самонаблюдения и самоконтроля,

воспитательные: формирование музыкально-эстетических взглядов; воспитание чувства взаимного уважения, поддержки и ответственности за результат совместной работы.

Педагогическая технология – развивающее обучение.

Принципы: научность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, природосообразность, культуросообразность, прочность, сознательность, активность, творчество.

Методы: словесный, практический, эмоциональный, проблемный, поощрения, сотворчества, диалогичности.

Форма - групповое обучение.

Продолжительность урока – 45 минут

Средства обучения и оборудование: рояль, инструменты, пульты для нот, партии, клавиры, методический материал.

Структура урока:

1 Организационный момент. Настройка инструментов. Приветствие.

3 Актуализация ЗУН. Разминка.

4. Повторение. Работа над художественным репертуаром:

4.1. Репетиционная работа включает изучение информации об исполняемых произведениях. Раскрытие содержания пьесы. Точное выполнение всех указаний в нотах. Чистота строя. Четкость, одновременность атаки звука, одновременное прекращение звучания. Работу над произведением по частям. Работа над нюансами, фразировкой, темпами, агогикой т.д..

4.2. Творческая работа детского музыкального коллектива — исполнение произведения.

4.3. Рефлексия учащихся/анализ и рекомендации учителя.

5. Новый материал.

6. Первичное закрепление нового материала.

5. Подведение итогов, задание на дом.



Ход урока:

1.Организационный этап.

Добрый день, ребята! Сегодня мы работаем над созданием художественных образов в двух музыкальных произведениях:

Р.Телепнев «Забавные гаммы», русская народная песня «Во кузнице» и знакомимся, начинаем разбор музчкального сочинения С.Абдинурова «До,ре,ми»



2. Этап актуализации ЗУН. Разминка.

Прежде чем приступить к работе над музыкальными произведениями,

сначала разыграемся. Давайте определим задачи:

слушаем себя и весь ансамбль в целом;

поём про себя, и этим добиваемся чистоты интонации;

считаем про себя, одновременно меняем смычки;

выполняем требования дирижерского жеста.

Играем гамму Ля- мажор — тональность «Забавных гамм» сначала в унисон, затем в терцию.

Сколько знаков в нашей гамме, какие это знаки? – 3 знака (перечисляют).

Какое расположение пальцев применяем при игре этой гаммы? - широкое расположение.

Сначала играем piano, прислушиваясь друг к другу, подстраиваясь под общую интонацию.

Исполнение.

Прозвучало неплохо, но хотелось бы в звуке услышать больше уверенности и опоры – это мы можем сделать, если правильно используем вес правой руки.

Теперь разделимся на два голоса и сыграем гамму терциями от piano на crescendo к forte, затем diminuendo и piano.

Звучит исполнение.

Спасибо, хорошее исполнение. Напоминаю, что окончание желательно играть еще тише, мягче.



3. Повторение и творческое применение ЗУН

3.1. Работа над созданием художественного образа в музыкальном произведении Р.Телепнева «Забавные гаммы»

Прежде чем мы приступим к работе над пьесой Р.Телепнева «Забавные гаммы», повторим материал прошлого урока.

Какой размер? – размер 2/4

Тональность? – тональность ля- мажор.

Какой характер? – задорный, веселый.

Какие штрихи здесь используются? – штрих staccato.

Помогают ли они передать характер этой пьесы? – да, штрих придает легкость и изящность пьесе.

Теперь давайте сыграем произведение, начиная с 4 цифры. Обращая внимание на дирижерский жест.

Исполнение произведения Р.Телепнева «Забавные гаммы».

Получилась ли штриховая точность? Пьеса прозвучала выразительно, легко, изящно? Динамика была ярко выражена или слабо? Обратим внимание на четкое исполнение штриха staccato при исполнении на piano. Давайте будем внимательны к окончанию фраз – их нужно играть тише, мягче, тем самым закругляя окончания. И в конце небольшое ritenuto.

Давайте исполним произведение целиком.

Уже намного лучше стали ваши ансамблевые навыки: вы прислушиваетесь друг к другу, стараетесь играть одинаковыми штрихами и одинаковой аппликатурой, показываете вместе динамическое развитие и произведение начинает звучать лучше. Но пока не хватает яркости и свободы исполнения. Над этим мы продолжим работать.

Двигаемся дальше.

3.2. Работа над созданием исполнительской интерпертации в инструментальном переложении Русской народной песни «Во кузнице».

Какая форма? - форма вариаций.

Какой размер? – размер 2/4.

Какая тональность? – тональность соль-мажор.

В каких цифрах происходит изменение темпа? – в 7 и 11 цифрах.

Исполнение русской народной песни «Во кузнице».

Сегодня звучит лучше. Но пока звучим немного не вместе. Не хватает синхронности в исполнении. Требование ко всем – внимательно следим за соединением цифр. Для этого нужно обязательно считать про себя.

Что касается штриха деташе – здесь особое деташе. Играется этот штрих в средней части смычка и ближе к штриху martele.

Обращаем внимание на главную тему, которая проходит по очереди в каждой группе инструментов - тему (интонационное ядро) каждый голос выделяет, показывает. Второстепенные партии в это время звучат спокойнее, на пол оттенка тише. Все унисоны играем на forte, при разделении на голоса не теряемся, каждый голос звучит четко, ясно. В кульминационных моментах играем особенно эмоционально, выкладываемся полностью. Исполним сначала.

Повторное исполнение русской народной песни «Во кузнице»..

Молодцы! Исполнение эмоциональное. Но необходим интонационный контроль.



4. Новый материал. Разбор произведения С.Абдинурова «До,ре,ми»

- Это произведение в нашем репертуаре новое. Я хочу познакомить вас с его создателем. Это Серикжан Кутымбетович Абдинуров – один из самых популярных композиторов в музыкальном мире нашей республики, доцент КазНУИ. С.Абдинуров закончил Алма-Атинскую государственную консерваторию, где его педагогом был выдающийся казахстанский композитор Е.Рахмадиев. Композиторский багаж Серикжана Абдинурова составляют произведения почти всех музыкальных жанров. Это и вокально – симфонические произведения, симфоническая музыка, музыка для оркестров духовых, народных, камерных. Произведения для сольных инструментов и голоса. Его творчество отличается оригинальностью творческих решений, самобытностью стиля и профессиональным мастерством.

Давайте вместе определим размер - 4/4,

тональность - до – мажор

обратим внимание на случайные знаки.

Начнем разбор произведения по партиям. Послушаем по голосам первую, вторую и третью цифры. Первые скрипки играют свою партию приемом arco, виолончели играют приемом pizz. А остальные «смотрят» свою тему «по воздуху»- соблюдаем штрихи, позиционные переходы. Сразу обращаем внимание на динамические оттенки.

Теперь так же играют свои партии вторые и третьи скрипки.

Молодцы!

5. Первичное закрепление нового материала (разученного фрагмента произведения С.Абдинурова «До,ре,ми»)

А теперь попрошу вторых и третьих скрипок сыграть 5и 6ой такты первой цифры.

Определите интервал, который звучит? - это секста.

Обратите внимание на чистоту звучания.

Играем первую цифру вместе. Во время исполнения слушайте голоса других партий.

Во второй цифре внимательно следим за сменой приемов arco и pizz.

Вторые и третьи скрипки играйте свои темы смело, вы всё делаете правильно, просто будьте смелее, не теряйтесь, ваш голос здесь очень важен и нужен.

Третья цифра - это серединная каденция. Весь ансамбль играет смело, полным звуком.

Дальнейшую работу над этой пьесой мы продолжим на следующий урок.

6. Подведение итогов.

Ребята, большое спасибо вам за работу. Я оцениваю ее на оценку «отлично». Все вы молодцы. Видно, что игра в ансамбле приносит вам большое удовольствие.

7. Домашнее задание: Дома еще раз повторите партии.

Наш урок закончен. Всем спасибо!



Список используемой литературы:

1. Мордкович Л. «Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы»//Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6, М., 1986

2. Гертович Р. «Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы организации и руководства».

3. Свирская Т. « Опыт работы в классе скрипичного ансамбля»//Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2, М., 1980

4. Турчанинова Г. «Организация работы скрипичного ансамбля»//Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2, М., 1980

5. С.Галиева (преподаватель ЮКМК) «Штрихи к портрету С.Абдинурова» https://musicnews.kz/shtrixi-k-portretu-serikzhana-abdinurova/